LEG X FRET
Make Roma Great Again
ru | en

Falers

Attention! The text below was auto-translated from Russian. You can switch the site language to Russian to see the text in its original language or wait until it is fully translated.

Phalerae — a type of distinctive decoration in the Roman army. They were worn on the chest of centurions and standard-bearers, as well as faleras decorated with horse harnesses. Faleras were round or elliptical plaques with a diameter of 5 to 10 cm.

Unlike modern single orders, the Roman phalerae were a whole set of medallions, which were issued for military merit when reaching the rank of centurion or standard-bearer. It should be noted that according to archaeological sources, faleras were not a mandatory attribute of the centurion's equipment, but were a special badge of distinction. They were made of precious metals, most often gold, silver or bronze, and were elaborately decorated with coinage. There is also a rare type of falera with glass cores. From this Latin word came the name of the science of awards — faleristics. Also, armillae could be attached to the falera set as an additional decoration.

Phalerae are of ancient Greek origin, in Ancient Greece the word "phalaron" (other Greek: φάλαρον) originally meant a shiny metal plate that decorated armor, helmet or horse harness. Images of riding harnessed horses with phalerae are found on many ancient Greek vases.

The Etruscans adopted the tradition of wearing falaras from Greek colonists in the Apennine Peninsula and used them as medals. In the 4th century BC, they were adopted from the Etruscans by the Romans and became a sign of belonging to a military position.

Archaeological and iconographic findings confirm the spread of this type of jewelry not only among Roman soldiers, but also among the Ugrians, Sarmatians, and Persians during the Sassanid dynasty.

Faleri Centurions

The most common images of centurions in falera. Centurion faleras could be either simple round plaques without patterns, or have complex plots-the image of myths, individual gods, emperors, animals. According to the bas-reliefs, the faleras came in sets of 3, 5, 7, 9 and 10 pieces. In Germany, archaeologists have discovered a complete centurion's set of 10 falerae, one of which has the shape of a lunnitsa. It was found in Lauersfoort and dates back to the first century AD. On these faleras you can see images of gods and lions, which were a symbol of courage and power.

A centurion with phalanxes. It is kept in the Rheinisches Landesmuseum in Bonn. 1st century AD
A set of faleras from Lauersfort. Germany. 1st century AD
Bas-relief of a centurion with phalanxes. Verona. Museo Maffeiano. 1st century AD

The head of the Gorgon Medusa was often minted on the phalerae — it was believed that it gives protection to its owner. In addition, there are images of mythical animals, such as the Sphinx; often depicted gods: Mars, Minerva and Jupiter. Faleras were attached to leather belts, which were tied on the back.

A fairly large number (more than 70) of glass phalerae, usually made of dark blue glass, were also found. Some historians and archaeologists do not consider these objects to be falera. As a rule, they depict human heads, mostly male, often together with children. It is assumed that these may be images of emperors from the Julius-Claudian dynasty and their sons, as well as their wives. During excavations, metal faleras are found in sets of several pieces, and glass ones are more rare and more often found one at a time.

Falera with the Emperor. 1st century AD
Falera with Medusa. Rome. Silver, gold, bronze. 100-225 AD
Falera from Southern Italy. Metropolitan Museum of Art, New York. 3rd century BC

Flag bearers ' phalanxes

Unlike the centurions, among the representatives of the banner group , faleras were less common and had a simpler form. As a rule, they were round plates with simple geometric patterns. They were also worn in sets, sometimes with armylls. Most often in bas-reliefs, faleras are depicted on aquilifera.

Presumably falera. Gold. Kabul Museum. 1st century BC
Tombstone of Aquilifer with phalerae. Mainz City Museum, Germany. EDCS-11000956. First half of the 1st century AD
Falera. Metropolitan Museum of Art. 3rd century BC

Reconstruction

For reconstruction, you should choose hammered rather than cast faleras, in accordance with archaeological finds. You can use silver-plated or gold-plated brass alloys and a leather base for fixing the falera.

Falera aquilifera, reconstruction
Faleri Centurion, reconstruction

Related topics

Centurion, Legion Banner Group, Aquilifer

Gallery

Stele to the centurion of the Seventh Legion with the phalerae depicted. Found in Dalmatia (Da Tilurium Dalmatia). 42 BC
Falera with the initials of the centurion. Silver. Found in Nijmegen. 1st century AD
Falera with Hercules. National Archaeological Museum of Sofia. Diameter-8 cm. 4th century BC
Falera from Southern Italy. Metropolitan Museum of Art, New York. 3rd century BC
Falera from Southern Italy. Metropolitan Museum of Art, New York. 3rd century BC
Glass phalera with medusa's head, mid-1st century AD, Sasson Ancient Art Gallery, Jerusalem, Israel.
Glass falera with Emperor Tiberius, early 1st century AD, Chister Auction house.
Glass phalanx with Germanic stone, I-III centuries AD, British Museum.
Glass falera with Drusus the Younger and his sons, 1st century AD, Cologne, Romano-Germanic Museum.

LEG X FRET
Make Roma Great Again

Фалеры

Фалеры (лат. Phalerae) — вид отличительных наград в римской армии. Их носили на груди центурионы и знаменосцы, а также фалерами украшали конские сбруи. Фалеры представляли собой круглые или эллиптические бляхи диаметром от 5 до 10 см.

В отличие от современных одиночных орденов, римские фалеры представляли собой целый набор медальонов, который выдавался за боевые заслуги при достижении звания центуриона или знаменосца. Следует отметить, что согласно археологическим источникам, фалеры не были обязательным атрибутом экипировки центуриона, а являлись особым знаком отличия. Изготавливались они из драгоценных металлов, чаще всего из золота, серебра или бронзы, и искусно украшались чеканкой. Также есть редкий вид фалер со стеклянными сердечниками. От этого латинского слова произошло название науки о наградных знаках — фалеристика. Также к комплекту фалер могли крепиться армиллы в качестве дополнительного украшения.

Фалеры имеют древнегреческое происхождение, в Древней Греции слово «фаларон» (др.-греч. φάλαρον) изначально обозначало блестящую металлическую пластинку, которая украшала доспехи, шлем или конскую сбрую. Изображение верховых запряженных лошадей с фалерами встречаются на многих древнегреческих вазах.

Этруски переняли от греческих колонистов на Апеннинском полуострове традицию ношения "фалар" и использовали их в качестве медалей. В 4-ом веке до н. э. они были переняты у этрусков римлянами и стали знаком принадлежности к военной должности.

Археологические и иконографические находки подтверждают распространение этого типа украшений не только среди римских воинов, но и среди угров, сарматов, а также персов во времена династии Сасанидов.

Фалеры центурионов

Наиболее часто встречаются изображения центурионов в фалерах. Центурионские фалеры могли быть как простыми круглыми бляхами без узоров, так и иметь сложные сюжеты — изображение мифов, отдельных богов, императоров, животных. Согласно барельефам, фалеры шли комплектами по 3, 5, 7, 9 и 10 штук. В Германии археологами был обнаружен полный центурионский комплект из 10 фалер, одна из которых имеет форму лунницы. Найден он был в Лауэрсфорте и датируется первым веком нашей эры. На этих фалерах можно увидеть изображения богов и львов, которые были символом мужества и власти.

Центурион с фалерами. Хранится в музее «Rheinisches Landesmuseum in Bonn». 1-ый век н.э.
Набор фалер из Лауэрсфорта. Германия. 1 век н.э.
Барельеф центуриона с фалерами. Верона. Museo Maffeiano. 1-ый век н.э.

На фалерах часто чеканили голову Медузы Горгоны — считалось, что она даёт защиту своему владельцу. Кроме неё встречаются изображения мифических животных, например Сфинкса; часто изображали богов: Марса, Минерву и Юпитера. Крепились фалеры на кожаные ремни, которые завязывалась на спине.

Также было найдено довольно большое (более 70) количество стеклянных фалер, обычно из тёмно-синего стекла. Некоторые историки и археологи не причисляют эти предметы к фалерам. Как правило, на них изображены человеческие головы, в основном мужские, часто вместе с детьми. Предполагают, что это могут быть изображения императоров с династии Юлиев-Клавдиев и их сыновей, а также их жён. При раскопках металлические фалеры обнаруживаются комплектами по несколько штук, а стеклянные более редки и встречаются чаще по одной.

Фалера с Императором. 1-ый век н.э.
Фалера с Медузой. Рим. Серебро, золото, бронза. 100-225 года н.э.
Фалера с Южной Италии. Арт музей Метрополитена, Нью-Йорк. 3-ий век до н.э.

Фалеры знаменосцев

В отличие от центурионов, среди представителей знамённой группы фалеры были менее распространены и имели более простую форму. Как правило, они представляли собой круглые пластинки с простыми геометрическими узорами. Носились так же комплектами, иногда с армиллами. Чаще всего на барельефах фалеры изображаются на аквилиферах.

Предположительно фалера. Золото. Музей Кабула. 1-ый век до н. э.
Надгробие аквилифера с фалерами. Музей города Майнца, Германия. EDCS-11000956. Первая половина 1-го века н.э.
Фалера. Арт музей Метрополитена. 3-ий век до н.э.

Реконструкция

Для реконструкции следует выбрать чеканные, а не литые фалеры, в соответствии с археологическими находками. Можно использовать посеребрённые или позолоченные латунные сплавы и кожаную основу для крепления фалер.

Фалеры аквилифера, реконструкция
Фалеры центуриона, реконструкция

Схожие темы

Центурион, Знаменная группа легиона, Аквилифер

Галерея

Стелла центуриону из седьмого легиона с изображенными фалерами. Найдена в Далматии (Da Tilurium Dalmatia). 42 год до н.э.
Фалера с инициалами центуриона. Серебро. Найдено в Nijmegen. 1-ый век н.э.
Фалера с Геркулесом. Национальный археологический музей Софии. Диаметр - 8 см. 4 век до н.э.
Фалера с Южной Италии. Арт музей Метрополитена, Нью-Йорк. 3-ий век до н.э.
Фалера с Южной Италии. Арт музей Метрополитена, Нью-Йорк. 3-ий век до н.э.
Стеклянная фалера с головой медузы, середина I-го века н.э, Sasson Ancient Art Gallery, Jerusalem, Israel.
Стеклянная фалера с императором Тиберием, начало I-го века н.э, Аукционный дом Чистер.
Стеклянная фалера с Германником, I-III-й века н.э, Британский музей.
Стеклянная фалера с Друзом младшим и его сыновьями, I-й век н.э, Кёльн, Римско-германский музей.