LEG X FRET
Make Roma Great Again
ru | en

History of the Republican Fleet of ancient Rome

Шлаканёв В.В.

Attention! The text below was auto-translated from Russian. You can switch the site language to Russian to see the text in its original language or wait until it is fully translated.

The First Punic War. Birth of the Navy

The Roman Republic, which was formed after the expulsion of King Tarquinius the Proud, at an early stage waged a lot of wars with its neighbors, conquering all the Italian tribes in about two centuries. In many wars, Carthage was an ally of the young Roman republic. However, after the defeat of King Pyrrhus , the allies parted ways. The Roman Republic attempted to establish itself in Sicily, a thriving island that was a Carthaginian sphere of influence, and this led to the creation of the Roman Empire.The First Punic War (264-241 BC).

Unlike in the previous wars waged by the republic, the key to victory in the war with the Punians was the actions of the fleet. He performed tasks to supply the army on the islands, and also covered the coast from a possible landing of enemy troops. However, the Republican fleet was in its infancy and weak, and the Romans were defeated in open battle with the Carthaginians.

In 260 BC, the Romans were lucky: taking the captured Carthaginian Pentera as a model, the Romans were able to turn the tide of the war at sea. The first victory of the Roman fleet occurred at the Battle of Milah in the same year 260 BC. Hannibal Gisco, a Carthaginian naval commander, sailed with his fleet of 130 ships to raid the Italian coast. A fleet of about 120 ships under the command of Gaius Duilius sailed out of Messana to meet him. On the ships of his fleet were installed "Crows "(Latin corvus – - boarding ladders. During the battle, about 30 enemy ships were captured, including the flagship hepter, and 14 ships were sunk. The Roman navy lost only 11 ships. It was the Romans ' use of marines and boarding tactics, as well as the negligence of the Carthaginian naval commander, that allowed the Romans to turn the tide of the war at sea. And Gaius Duilius became the first naval commander in the history of the republic to win. On this occasion, he was honored withTriumph.

Image of a trireme
Rowers on Trajan's column, early 2nd century AD
Image of a trireme

In 256 BC, the Senate authorized the landing of an army in North Africa. The amphibious operation involved 4 legions, which were to be delivered by four fleet squadrons. During the amphibious assault, the Roman fleet of Consuls Marcus Atilius Regulus and Lucius Manlius Vulson Long was attacked by a superior Carthaginian force under the command of naval commander Hamilcar Barca. During the intense battle, the Carthaginian fleet, having lost 30 ships destroyed and 64 ships captured, was defeated and retreated. The landing in North Africa took place.

As a result of the war, the fleet of the Roman Republic became a formidable force that was able to challenge the Carthaginian domination of the sea. The role of the navy in that war was enormous, as huge land armies had to be moved and supplied. In addition, the fleet forces were engaged in the defense of the Italian coast from Carthaginian sea raids.

Illyrian Wars

In 229-228 BC and in 219-218 BC, the Roman Republic fought Illyrian tribes. The wars were caused by Illyrian pirates who plundered Roman merchant ships, thereby hindering Rome's increased maritime trade in the region. The Roman Republic's naval power grew after the first Punic War, so the Senate declared war on the Illyrians. In the eastern waters of the Adriatic Sea, a large fleet force consisting of about 200 warships appeared. Not far from the large Greek port city of Apollonia, the fleet landed troops. The results of the campaigns were the gradual entry of Illyrian lands into the republic, as well as the destruction of piracy in the Adriatic Sea.

The Second Punic War. The beginning of Roman naval rule

In 218 BC, the war began Second Punic War (218-201 BC)The main actions of this war took place on land, but the Roman fleet played a significant role in the course of the fighting. After the first Punic War, Roman naval supremacy was unchallenged, and the Roman navy outnumbered that of Carthage. The Roman navy was assigned the task of defending the Italian coast and territorial waters of the republic, as well as conducting amphibious operations in North Africa and Spain. For example, Titus Livy mentions the Propraetor Titus Otacilius Crassus, who commanded a patrol squadron and was responsible for the defense of the Italian coast. The constant patrolling of the sea borders and the presence of a strong Roman fleet as such, according to the historian A. A. Hlevov, forced the Carthaginian commander Hannibal to transfer his army to Italy by land, while the transfer of the army by sea would have been much faster.

In 214 BC, the Macedonian king Philip V begins a war against Rome on the side of the Carthaginians. He attacks Roman possessions in Illyricum, but receives a strong rebuff from the Navy of the Roman Republic, as a result of which his fleet is blocked in its own harbor.

Map of the Second Punic War

In 210 BC, Publius Scipio conducted an amphibious operation near the city of Tarracon, Spain. The operation involved at least 60 warships, as well as an entire legion. This victory was his commanding debut, and also once again confirmed the special importance of the military fleet during combat operations. Scipio's army triumphantly passed through Tarracon and Saguntum, besieged the fortress of New Carthage (Cartagena), and fought its way to Hades, a city in southern Spain.

Scipio's campaign and the capture of the Spanish coast made it possible to begin the process of annexing all of Spain to the Roman republic. The main role in ensuring the supply of the active army fell on the fleet. Amphibious operations of this nature would not have been possible without total Roman domination of the Mediterranean, which helped ensure the uninterrupted supply of the army stationed at the front in Spain.

6 years later, in 204 BC, an even larger amphibious operation was carried out by the fleet forces. On the land of North Africa, near the city of Utica, not far from Carthage, an army was landed under the command of the same Publius Scipio. At the Battle of Zama in 202 BC, Scipio had 20,000 infantry who were transferred by sea. The Roman victory at the Battle of Zama ended the Second Punic War. And not the last role in this victory was played by the Roman fleet, which was engaged in supplying the African army. Just as "theater begins with a hanger," so the victory of the army in battle begins with the well-organized work of the rear services.

Finally, the confrontation with Carthage at sea will end in the spring of 146 BC. e. It was then that what Marcus Porcius Cato the Elder wanted so much happened – Roman soldiers destroyed Carthage. During the Third Punic War of 148-146 BC, a Roman army of 80,000 men crossed into Africa and landed in the city of Utica. The army and navy were commanded by the prefect of the Fleet, Lucius Marcius Censorinus. The main merit of the fleet in the successful siege of Carthage is that the huge number of soldiers needed for the siege was transferred by sea.

The Syrian War of 192-188 BC

The Syrian War, or the war against the Seleucid kingdom, began after Antiochus III Seleucid, King of Syria, began to expand his sphere of influence. His troops captured some Greek cities. In addition, Antiochus wanted to take away the Palestinian possessions of the Ptolemaic dynasty, long-time allies of the republic. These contradictions, as well as the presence of an "anti-Roman party" under the Syrian tsar, eventually instilled a desire for war.

The war had begun well enough for Antiochus. But already in 191 BC, his land army was defeated at Thermopylae, and the Syrian fleet was sunk between Ionia and Chios. In 190 BC, the Roman fleet inflicted another defeat on the Syrians. At the mouth of the Eurymedon River (modern Turkey, near Antalya), Lucius Aemilius Regillius defeated one of the squadrons of the Syrian fleet. Another Syrian squadron, which remained operational, was broken up in the Gulf of Mali, near the island of Mionnesos, Greece. In the naval battles against the Syrians, ships sent from the island of Rhodes, whose inhabitants were allies of Rome, played a significant role. Having achieved naval supremacy, the Romans landed their army on the peninsula of Asia Minor. The Battle of Magnesia soon followed, ending the war with a Roman victory.

The Navy has once again proved its importance. After defeating the Syrians as opponents at sea, the fleet forces landed on enemy territory. As a result of the battle, Antiochus was forced to end the war by liberating the Greek territories.

Caesar's landing in Britain

Much later than the events described above, in 55 and 54 BC, Gaius Julius Caesar attempted to land in Britain and conquer it. These events were described by Caesar in Notes on the Gallic War, book IV. To land in Britain, Caesar had to solve a very difficult logistical problem. It was necessary to quickly transport the legions across the strait. Guy Volusen was sent to explore the coast in order to determine the location of the future landing on the ship. After five days of sailing, he returned with the data.

The troops set out on August 23. For the first landing, Caesar used about 100 ships, which were located in different ports. Due to bad weather conditions, as well as poor coordination of the fleet, the landing in 55 BC ended unsuccessfully. According to Caesar, the ships arrived at their destination at different times. For example, the cavalry was very late. In addition, the situation was aggravated by bad weather conditions, a storm and strong tides, which seriously damaged many ships of the fleet. As a result, the land army, which did not take large supplies of equipment and food, was forced to evacuate the island. The fleet was battered by the elements, so it could not provide regular supplies to the army. It should be said that the landing was carried out with a battle on an unequipped beach. During the landing, Roman ships could not get close to the shore, so the soldiers jumped into the water.

During the second landing, in 54 BC, Caesar tried to take into account past mistakes. The landing, according to Caesar, involved about 800 ships with combat protection. The design of the ships was borrowed from the Veneti, a people of navigators who lived on the northern coast of modern France. In addition, the number of infantry and cavalry was increased (5 legions and 2,000 horsemen). After choosing the right weather, Caesar's army began to land.

Illustration of Caesar's landing in Britain

Caesar's second landing was more successful than the first. His troops defeated local armies and tribal alliances in several battles. The legions began to advance into the interior of Britain. An important role in the success of the second expedition was played by the fleet, through which communication with the mainland was carried out. However, this time, too, there were some accidents. Due to strong tides and storms, several dozen ships were seriously damaged. However, other ships were sent from the mainland to replace the damaged ones.

As a result of the second expedition, despite the fact that the Roman troops returned to the mainland, some tribes of the Britons became allies of Rome or began to pay tribute. Of course, the military transport fleet played a very important role in the success of this campaign. This is especially evident when comparing the expeditions of '55 and' 54. The failure of the first expedition directly depended on the safety of the fleet. It was the navy that supplied the army on the island. And when the fleet was saved during the second expedition, military operations on land ended successfully. As for Britain, it will be conquered already in the era of the Empire under the Emperor Claudius.

Related topics

Composition of the ancient Roman Navy, Dismissal from the Navy, Trireme, The First Punic War, Second Punic War

LEG X FRET
Make Roma Great Again

История республиканского флота древнего Рима

Шлаканёв В.В.

Первая пуническая война. Рождение военного флота

Римская республика, образовавшаяся после изгнания царя Тарквиния Гордого, на раннем этапе вела очень много войн со своими соседями, покорив где-то за два века все италийские племена. Во многих войнах союзником молодой римской республики выступал Карфаген. Однако после разгрома царя Пирра пути союзников разошлись. Римская республика попыталась утвердиться на Сицилии – процветающем острове, который был карфагенской сферой влияния, что и привело к Первой Пунической войне (264-241 г до н э).

В отличие от предыдущих войн, которые вела республика, залогом победы в войне с Пунийцами стали действия флота. Он выполнял задачи по снабжению армии на островах, а также прикрывал побережья от возможной высадки десанта противника. Однако республиканский флот находился в зачаточном состоянии и был слаб, в открытом бою с карфагенянами римляне терпели поражения.

В 260 году до н. э. римлянам улыбнулась удача: взяв за образец захваченную карфагенскую пентеру, римляне смогли переломить ход войны на море. Первая победа римского флота произошла в битве при Милах в том же 260 году до нашей эры. Ганнибал Гиско – карфагенский флотоводец – отправился со своим флотом в 130 кораблей в рейд на итальянское побережье. Ему на встречу из Мессаны вышел флот, состоящий примерно из 120 кораблей под командованием Гая Дуилия. На кораблях его флота были установлены «Вороны» (лат. corvus) – абордажные трапы. В ходе боя было захвачено порядка 30 вражеских судов, включая флагманскую гептеру, а также было потоплено 14 судов. Римский флот потерял всего 11 кораблей. Именно использование римлянами морской пехоты и абордажной тактики, а также халатность карфагенского флотоводца позволили римлянам переломить ход войны на море. А Гай Дуилий стал первым в истории республики флотоводцем, одержавшим победу. По этому случаю он был удостоен Триумфа.

Изображение триремы
Гребцы на колонне Траяна, начало 2-го века н.э.
Изображение триремы

В 256 году до нашей эры сенат санкционировал высадку армии в Северной Африке. В десантной операции участвовали 4 легиона, которые должны были быть доставлены четырьмя эскадрами флота. Во время переброски десанта римский флот консулов Марка Атилия Регула и Луция Манлия Вульсона Лонга был атакован превосходящими силами карфагенян под командованием флотоводца Гамилькара Барка. В ходе напряженного боя карфагенский флот, потеряв 30 кораблей уничтоженными и 64 корабля пленными, был разбит и отступил. Высадка в Северной Африке состоялась.

В результате войны флот Римской Республики превратился в грозную силу, которая смогла оспорить карфагенское господство на море. Роль флота в той войне была огромна, так как огромные сухопутные армии надо было перемещать и снабжать. Помимо этого силы флота занимались обороной итальянского побережья от карфагенских морских рейдов.

Иллирийские войны

В 229-228 годах до н. э. и в 219-218 годах до н. э. римская республика воевала с Иллирийскими племенами. Причиной войн послужили иллирийские пираты, которые грабили римские торговые суда, мешая тем самым возросшей морской торговле Рима в регионе. Морское могущество Римской республики после первой пунической войны выросло, поэтому сенат объявил войну иллирийцам. В восточных водах Адриатического моря появились крупные силы флота, состоявшие примерно из 200 боевых кораблей. Недалеко от крупного греческого портового города Аполлония силами флота был высажен десант. Итогами кампаний стало постепенное вхождение иллирийских земель в состав республики, а также уничтожение пиратства в Адриатическом море.

Вторая пуническая война. Начало римского военно-морского господства

В 218 году до н.э. началась Вторая Пуническая Война (218-201 гг до н.э.). Основные действия этой войны происходили на суше, однако римский флот сыграл значимую роль в ходе боевых действий. После первой пунической войны римское морское господство было неоспоримым, а римский флот превосходил карфагенский по численности. На римский флот легла задача обеспечения обороны Италийского побережья и территориальных вод республики, а также проведения десантных операций в Северной Африке и Испании. Например, Тит Ливий упоминает о пропреторе Тите Отацилии Крассе, который командовал патрульной эскадрой и отвечал за оборону италийского побережья. Постоянное патрулирование морских границ и наличие сильного римского флота как такового, по мнению историка А.А. Хлевова, вынудило карфагенского полководца Ганнибала переправлять свою армию в Италию по суше, в то время как переброска армии морским путем была бы на много быстрее.

В 214 году до н.э. македонский царь Филипп V начинает войну против Рима на стороне карфагенян. Он нападает на римские владения в Иллирии, однако получает сильный отпор со стороны ВМС Римской Республики, в результате чего его флот оказывается блокирован в собственной гавани.

Карта второй Пунической войны

В 210 году до н.э. Публий Сципион провел десантную операцию у города Тарракон, Испания. В операции принимало участие по меньшей мере 60 боевых кораблей, а также целый легион. Эта победа стала его полководческим дебютом, а также в очередной раз подтвердила особое значение военного флота в ходе боевых действий. Армия Сципиона победоносно прошла Тарракон и Сагунт, осадила крепость Новый Карфаген (Картахена), с боями дошла до Гадеса – города на юге Испании.

Поход Сципиона и захват испанского побережья позволил начать процесс присоединение всей Испании к римской республике. Главная роль в деле обеспечения снабжения действующей армии легла на флот. Десантные операции подобного характера были бы невозможны без тотального римского господства в Средиземном море, которое помогло обеспечить бесперебойное снабжение армии, находящейся на фронте в Испании.

6 лет спустя, в 204 году до н.э., силами флота была осуществлена еще более масштабная десантная операция. На землю Северной Африки у города Утика, недалеко от Карфагена, была высажена армия под командованием все того же Публия Сципиона. В битве при заме в 202 году до н.э. Сципион имел 20 000 пехотинцев, которые были переброшены морем. Победа римлян в битве при Заме завершила вторую пуническую войну. И не последнюю роль в этой победе сыграл римский флот, который занимался снабжением африканской армии. Как «театр начинается с вешалки», так и победа армии в бою начинается с хорошо организованной работы тыловых служб.

Окончательно противостояние с Карфагеном на море завершится весной 146 года до н. э. Именно тогда случилось то, чего так хотел Марк Порций Катон Старший – римские солдаты разрушили Карфаген. В ходе третьей пунической войны 148-146 гг до н.э. римская армия, состоящая из 80 000 человек, переправилась в Африку и высадилась в городе Утика. Армией и флотом командовал префект флота Луций Марций Цензорин. Главная заслуга флота в успешной осаде Карфагена состоит в том, что по морю было переброшено огромное количество солдат, необходимых для осады.

Сирийская война 192-188 гг до н.э.

Сирийская война, или война против царства Селевкидов, началась после того, как царь Сирии Антиох III Селевкид начал расширить свою сферу влияния. Его войска захватили некоторые греческие города. К томе же Антиох хотел отнять Палестинские владения династии Птолемеев, давних союзников республики. Эти противоречия, а также наличие «антиримской партии» при сирийском царе, привили в итоге к войне.

Война началась для Антиоха достаточно удачно. Но уже в 191 году до н.э. его сухопутная армия была разбита у Фермопил, а сирийский флот был потоплен между Ионией и Хиосом. В 190 году до н.э. римский флот нанес очередное поражение сирийцам. В устье реки Эвримедонт (современная Турция, недалеко от Анталии) Луцием Эмилием Региллием была разбита одна из эскадр сирийского флота. Другая сирийская эскадра, сохранявшая боеспособность, была разбита в Малийском заливе, недалеко от острова Мионнес, Греция. В морских боях против сирийцев значимую роль сыграли корабли, присланные с острова Родос, жители которого были союзниками Рима. Добившись морского господства, римляне высадили свою армию на полуострове Малая Азия. Вскоре последовала битва при Магнесии, исход которой завершил войну победой Рима.

Флот в очередной раз доказал свою важность. Разгромив сирийцев как противников на море, силами флота была проведена высадка на территории противника. В результате сражения Антиох был вынужден завершить войну, освободив греческие территории.

Высадка цезаря в Британию

Значительно позже вышеописанных событий, в 55 и 54 годах до н.э. Гай Юлий Цезарь предпринял попытки высадиться в Британии и завоевать её. Эти события были описаны Цезарем в «Записках о галльской войне», книга IV. Для высадки в Британии Цезарю нужно было решить очень сложную логистическую задачу. Необходимо было быстро переправить легионы через пролив. Для разведки побережья с целью определить место будущей высадки на корабле был направлен Гай Волусен. После пяти дней плаванья он вернулся с данными.

Войска отправились в путь 23 августа. Для первой высадки Цезарь использовал порядка 100 кораблей, которые при этом находились в разных портах. Из за плохих погодных условий, а также плохой координации действий флота высадка в 55 году до н.э. закончилась неудачно. Как сообщает Цезарь, корабли прибыли к месту назначения в разное время. Например, кавалерия сильно опоздала. К тому же ситуацию усугубили плохие погодные условия, разыгравшийся шторм и сильные приливы, которые серьезно повредил многие корабли флота. В результате сухопутная армия, которая не брала с собой больших запасов снаряжения и продовольствия, была вынуждена эвакуироваться с острова. Флот был потрепан стихией, поэтому не мог обеспечивать регулярного снабжение армии. Следует сказать, что высадка десанта проводилась с боем на необорудованном пляже. Во время высадки римские корабли не могли подойти близко к берегу, поэтому солдаты спрыгивали в воду.

Во время второй высадки, в 54 году до н.э., цезарь постарался учесть прошлые ошибки. В высадке, по сообщению Цезаря участвовало порядка 800 кораблей с боевым охранением. Конструкция судов была позаимствована у Венетов – народа мореплавателей, жившего на северном побережье современной Франции. К тому же, было увеличено количество пехоты и кавалерии (5 легионов и 2 000 всадников). Выбрав подходящую погоду, армия цезаря начала высадку.

Иллюстрация высадки Цезаря в Британии

Вторая высадка Цезаря была успешнее первой. Его войска в нескольких битвах наносили поражения местным армиям и племенным союзам. Легионы начали продвижение в глубь территории Британии. Важную роль в успехе второй экспедиции сыграл флот, через который осуществлялась связь с материком. Однако и в этот раз без происшествий не обошлось. Из за сильных приливов и штормов несколько десятков кораблей получило серьезные повреждения. Однако с материка прислали другие корабли на замену поврежденным.

В итоге второй экспедиции, не смотря на то, что римские войска вернулись на материк, некоторые племена Бриттов стали союзниками Рима или начали выплачивать дань. Безусловно, очень важную роль в успехе этого похода сыграл военно-транспортный флот. Это становится особенно видно в ходе сравнения экспедиций 55 и 54 годов. Неудача первой экспедиции напрямую зависела от сохранности флота. Именно флот обеспечивал снабжение армии на острове. И когда в ходе второй экспедиции флот удалось сохранить, военные действия на суше окончились успешно. Что же касается Британии – она будет покорена уже в эпоху Империи при императоре Клавдии.

Схожие темы

Состав древнеримского военного флота, Увольнение из флота, Трирема, Первая Пуническая Война, Вторая Пуническая Война