LEG X FRET
Make Roma Great Again
ru | en

Lorica musculata

Евсеенков А.С.

Attention! The text below was auto-translated from Russian. You can switch the site language to Russian to see the text in its original language or wait until it is fully translated.

Lorica musculata (Latin: lorica musculata, literally - "muscular carapace") is a type of ancient Roman armor, similar to a cuirass, which has an anatomical structure usually consisting of 2 segments that are fastened together.

Early types of cuirasses and the progenitors of Roman republic-era musculature were made of bronze and consisted of hip-length breast and back plates connected by belts. Often this type of armor is referred to as a separate one - cardiophylax. The plates were engraved with the relief of a man's torso.

Other ancient peoples, such as Greece and the Celts, also had similar armor. In Greece, this type of armor was called the thorax, and it was largely under their influence that the lorica musculata appeared, with the image of the relief of the muscles of the chest, abs, and back. Later, when the muscles of ordinary legionnaires were replaced by Lorica Hamata and they became the armor of exclusively higher military ranks, the muscles began to be richly decorated with coinage. They also began to be worn on an equally richly decorated poddospeshnik- subarmalis, which also allows you to increase the protective properties of the armor. During the time of the Lorica Empire, the musculata had already finally become more of an element, more of an element of the ceremonial military uniform.

At the time of the republic, there were the greatest number of finds of musculata, and all of them were made of bronze alloys.

Short bronze Samnite breastplate of anatomical type. 4th century BC
Lorica musculata. Metropolitan Museum of Art. 4th century BC
Lorica musculata. Bronze. 3rd-2nd century BC

Among the most junior military ranks in the Roman army who retained the use of the loric musculata were centurions. It is interesting that they also began to wear them from the time of the Republic, and this tradition of wearing remained unchanged during the Empire. Unlike the legates and emperors, the musculata was not decorated with rich coinage, but faleras were worn over it .

A centurion in muscle. It is kept in the Rheinisches Landesmuseum in Bonn. 1st century AD

The most ornate varieties of lorica musculata were naturally found in emperors and legates. The most common set of jewelry was the ears of Jupiter on the shoulder segments, the Gorgon Medusa in the upper part of the chest, and two griffins near the abdomen. These stories haven't changed much since the Republic. But there were other options, for example, images of gods, sphinxes, eagles. Also, a special fabric belt was often tied over the musculature . It was usually reserved primarily for legates.

Statue of Julius Caesar. 1st century BC
Statue of Trajan. Early 2nd century AD
Statue of Marcus Aurelius, Louvre. 2nd century AD

The most striking example of the preserved image of the Emperor in musculature is the two-meter statue of Augustus from Prima Porto. It was found in 1863 in the villa of the emperor's wife, Livia. Villa found near Rome on Flaminia road in the area of Prima Porta. In ancient times, the villa was called Ad Gallinas Albas. The statue is a copy of a Roman bronze original made by order of the Senate in 20 BC. Some historians believe that the statue has the best portrait resemblance to Augustus, although some facial features are considered idealized. The image shows the future emperor delivering a speech to ten thousand of his supporters in the Forum, calling on them to start a war with their political opponent Mark Antony. This speech later turned out to be unsuccessful, his listeners refused to fight with Caesar's loyal former colleague Antony. It also affected the fact that at that time Octavian was too young and did not have sufficient authority to declare war. The magnificent lorica of the emperor's musculat is decorated with images of allegorical figures-Earth and Sky, Sun and Moon, in the center - a Parthian warrior obediently returning the banners once captured from the Romans to the god Mars. The figure of Cupid on a dolphin at the feet of Augustus recalls the divine descent of the emperor's family from Venus and Aeneas, sung by Virgil. Made of marble, kept in the Chiaramonti Museums, Vatican City (inv. 2295).

Statue of Augustus from Prima Porta. Late first century BC-Early 1st century AD
Statue of Augustus from Prima Porta. Late first century BC-Early 1st century AD
Statue of Augustus from Prima Porta. Late first century BC-Early 1st century AD

Greek cuirasses

The double-leaf cuirass in Greece appears in the Bronze Age. It was widely used in the 8th – 6th centuries BC.e. Due to its high cost of production, the pantsir did not become a mass type of armor, due to competition regarding linen armor. At best, every 10th warrior could afford such an armor. Modern reconstructions of such armor weigh about 6 kg.

Craftsmen made a carapace out of bronze, beating a metal sheet on a stone form. The armor consisted of front and back flaps, fastened on the shoulders and sides with loops or belts inserted into the slots. The assembled carapace was barrel-shaped, schematically repeating the musculature of the male torso. Both flaps have cutouts for the warrior's throat, arms, and waist. The lower part of the carapace has a so-called bell-shaped shape due to the characteristic wide flangs. This form allowed the warrior to sit without removing the shell. The armor itself was short and protected the warrior's body only to the waist.

The decorative element was chased and engraved figures, which in the most luxurious and expensive copies formed whole compositions. Also often chased jewelry was anatomical in nature.

Bronze carapace. The Axel Guttmann collection. 7th-6th century BC
Greek bronze carapace, decorated with a relief with the image of a Gorgon. The Hermitage Museum, St. Petersburg, 6th-5th century BC

Celtic cuirasses

One of the most ancient analogues and progenitor of the lorica musculata can be considered Celtic cuirasses. They had completely different symbolic images and anatomy. The "press" was almost never depicted, but there were often Celtic traditional drawings. They were also made of bronze, and dated mainly to the 4th-6th century BC.

Celtic carapace. Bronze, silver. Vasil Bozhkov Thrace Foundation, Sofia. 6th century BC
Two Celtic cuirasses Found in Styria, Austria. Eggenberg Castle Archaeological Museum, Graz. 6th century BC
Celtic cuirasses. Museum of Saint-Germain, France. 5th-6th century BC

Related topics

Lorica Hamata, Subarmalis, Centurion, Legate, Hoplite, The Celts, Ancient Greece, Linothorax, Octavian Augustus

Literature

Gallery

Lorica musculata. Bronze. Height: 57.8 cm. 5th-4th century BC
Obverse of the cuirass, bronze-silver, IV century BC Greece.
Lorica musculata. Bronze. Found in Apulia, Southern Italy. Milan, Poldi Pezzoli Museum. Probably part of the trophy. 4th century BC
Lorica musculata. Tomb of a warrior from Lanuvium. Bronze, traces of leather and linen. Maximum height: 40.8 cm, shoulders 50 cm, width: 30 cm, thickness: 26 cm.
Lorica musculata. Tomb of a warrior from Lanuvium. Bronze, traces of leather and linen. Maximum height: 40.8 cm, shoulders 50 cm, width: 30 cm, thickness: 26 cm.
Lorica musculata. Tomb of a warrior from Lanuvium. Bronze, traces of leather and linen. Maximum height: 40.8 cm, shoulders 50 cm, width: 30 cm, thickness: 26 cm.
Lorica musculata. Tomb of a warrior from Lanuvium. Bronze, traces of leather and linen. Maximum height: 40.8 cm, shoulders 50 cm, width: 30 cm, thickness: 26 cm.
Lorica musculata. Tomb of a warrior from Lanuvium. Bronze, traces of leather and linen. Maximum height: 40.8 cm, shoulders 50 cm, width: 30 cm, thickness: 26 cm.

LEG X FRET
Make Roma Great Again
ru | en

Лорика мускулата

Евсеенков А.С.

Лорика мускулата (лат. lorica musculata, дословно — «мускулистый панцирь») — тип древнеримского доспеха, схожий с кирасой, имеющий анатомическое строение как правило из 2-х скрепляемых между собой сегментов.

Ранние типы кирас и прародители римских мускулат времен республики делали из бронзы и состояли они из нагрудной и наспинной пластин длиной до бедер, соединенных ремнями. Часто этот вид доспехов относят к отдельному - кардиофилаксу. На пластинах гравировали рельеф мужского торса.

Также аналогичные доспехи были и у других народов античности - Греции и Кельтов. У Греции данный тип доспеха назывался тораксом и о многом под их влиянием и появилась лорика мускулата, с изображением рельефа мышц груди, пресса, спины. Позже, когда мускулаты у рядовых легионеров были вытеснены лорикой хаматой и они стали доспехом исключительно высших военных чинов, мускулаты начали богато украшаться чеканкой. Также они стали надеваться на не менее богато украшенный поддоспешник - субармалис, позволяющий также увеличить защитные свойства доспеха. Во времена Империи лорика мускулата уже стала окончательно скорее элементом скорее элементом парадной военной формы.

На времена республики находок мускулат наибольшее количество, причем все делались из сплавов бронзы.

Короткий бронзовый самнитский нагрудник анатомического типа. 4-ый век до н.э.
Лорика мускулата. Арт-музей Метрополитен. 4-ый век до н.э.
Лорика мускулата. Бронза. 3 - 2 век до н.э.

Мускулаты в Древнем Риме

Среди самых младших военных чинов в римской армии, у которых сохранилось использование лорик мускулат были центурионы. Интересно, что начали носить они их также еще со времен Республики и эта традиция ношения осталась неизменной во времена Империи. В отличие от легатов и императоров, мускулата не была украшена богатой чеканкой, зато поверх нее носились фалеры.

Центурион в мускулате. Хранится в музее «Rheinisches Landesmuseum in Bonn». 1-ый век н.э.

Самые богато украшенные разновидности лорики мускулаты были естественно у императоров и легатов. Наиболее часто встречаемым набором украшения были колосья Юпитера на плечевых сегментах, Медуза Горгона в верхней части груди, а также два грифона у живота. Данные сюжеты практически не менялись со времен Республики. Но были и другие варианты, к примеру изображения богов, сфинксов, орлов. Также поверх мускулаты часто подвязывался специальный тканевый пояс - Zona Militaris. По центру мускулаты на уровне пупка пояс завязывался на особый узел, который иногда называют "геркулесовым". Обычно он был свойственен в первую очередь легатам и императорам.

Статуя Гая Юлия Цезаря в образе императора. Рим, музей Римской Цивилизации. Inv. No. MCK 194. Начало 2-го века н.э. (статуя создана при Траяне)
Статуя Траяна. Начало 2-го века н.э.
Статуя Марка Аврелия, Лувр. 2-ой век н.э.

Наиболее ярким примером сохранившимся изображением Императора в мускулате является двухметровая статуя Августа из Прима-Порта. Найдена она была в 1863 года на вилле жены императора - Ливии. Виллу нашли недалеко от Рима на Фламиниевой дороге в районе Прима-Порта. В античное время виллу называли Ad Gallinas Albas. Статуя является копией с римского бронзового оригинала, изготовленного по приказу сената в 20 году до н. э. Историки полагают, что лицо статуи имеет высокую степень портретного сходства с Августом, хотя отдельные черты лица считаются идеализированными. Изображен будущий император в момент произнесения речи перед десятью тысячами своих сторонников на Форуме, призывая их начать войну со своим политическим противником Марком Антонием. Это выступление впоследствии оказалось неудачным, его слушатели отказались воевать с верным бывшим соратником цезаря Антонием. Сказалось и то, что на тот момент Октавиан был слишком юным и не имел достаточных полномочий для объявления войны. Роскошная лорика мускулата императора украшена изображениями аллегорических фигур - Земли и Неба, Солнца и Луны, в центре - парфянский воин, покорно возвращающий богу Марсу знамена, некогда захваченные у римлян. Фигурка Амура на дельфине у ног Августа напоминает о воспетом Вергилием божественном происхождении рода императора от Венеры и Энея. Обратная сторона мускулаты плохо сохранилась, но и на ней видны следы чеканных украшений, что редко для данного типа доспеха. На правой части стены видно крыло и трофей. Сделана из мрамора, хранится в музеи Кьярамонти, Ватикан (инв. 2295).

Статуя Августа из Прима Порта. Конец первого века до н.э. - начало 1-го века н.э.
Статуя Августа из Прима Порта. Конец первого века до н.э. - начало 1-го века н.э.
Статуя Августа из Прима Порта. Конец первого века до н.э. - начало 1-го века н.э.

Также особый интерес представляет из себя версия, что часть мускулат были не из бронзы, а из кожи. Но это указывает часть барельефов, где рядом с владельцем доспеха лежит его мускулата в сложенном виде. Следует отметить, что возможно это изображение не самой мускулаты, а субармалиса.

Статуя императора Антонина Пия с кожаной мускулатой или субармалисом. Рим, Национальный Римский музей. 2-ой век н.э.
Статуя императора Антонина Пия с кожаной мускулатой или субармалисом. Рим, Национальный Римский музей. 2-ой век н.э.
Статуя императора Адриана с кожаной мускулатой или субармалисом. Турция. Bergama Museum. 2-ой век н.э.

Греческие кирасы

Двустворчатая кираса в Греции появляется в бронзовом веке. Широкое распространение она получила в 8 – 6 веках до н.э. Из-за своей высокой стоимости производства массовым типом доспеха панцирь не стал из-за конкуренции относительно льняных доспехов. Такой доспех мог себе позволить в лучшем случае каждый 10-ый воин. Современные реконструкции такого доспеха весят около 6 кг.

Мастера изготавливали панцирь из бронзы, отбивая металлический лист на каменной форме. Доспех состоял из передней и задней створок, скреплявшихся на плечах и на боках при помощи вставлявшихся в прорезы петель или ремней. Собранный панцирь имел бочковидную форму, схематично повторявшую мускулатуру мужского торса. В обеих створках имеются вырезы для горла, рук и талии воина. Нижняя часть панциря имеет так называемую колоколовидную форму из-за характерных широких отбортовок. Такая форма позволяла воину сидеть, не снимая панцирь. Сам доспех был короткий и защищал корпус воина лишь до пояса.

Элементом декора являлись чеканные и гравированные фигуры, которые в наиболее роскошных и дорогостоящих экземплярах образовывали целые композиции. Также часто чеканные украшения были анатомического характера.

Особенно стоит отметить редкий вариант железной мускулаты с золотой фурнитурой, найденной на территории Эпира в гробнице Продроми (Prodromi). Она датируется 290-270 годами до нашей эры.

Бронзовый панцирь. Коллекция Акселя Гуттмана. 7 – 6 век до н.э.
Греческий бронзовый панцирь, украшенный рельефом с изображением Горгоны. Эрмитаж, Санкт-Петербург. 6–5 век до н.э.

Кельтские кирасы

Одним из наиболее древних аналогов и прародителем лорики мускулаты можно считать кельтские кирасы. Они имели совершенно другие символические изображения и анатомию. "Пресс" практически не изображался, зато часто встречались кельтские традиционные рисунки. Делались они также из бронзы, и датировались в основном 4-6 веком до н.э.

Кельтский панцирь. Бронза, серебро. Фонд Фракия музея "Васил Божков", София. 6-ой век до н.э.
Две кельтские кирасы Найдены в Штирии, Австрия. Археологический музей в замке Эггенберг, Грац. 6-ой век до н.э.
Кирасы кельтов. Музей Сен-Жермен, Франция. 5-6 век до к.э.

Схожие темы

Лорика Хамата, Субармалис, Центурион, Легат, Гоплит, Кельты, Древняя Греция, Линоторакс, Октавиан Август, Кардиофилакс, Императоры Рима

Литература

Галерея

Лорика мускулата. Бронза. Высота: 57.8 см. 5-4-ый век до н.э.
Лицевая сторона кирасы, бронза-серебро, IV в до н.э. Греция.
Лорика мускулата. Бронза. Найдена в Апу­лии, Южная Ита­лия. Милан, Музей Польди Пеццоли. Вероятно была частью трофея. 4-ый век до н. э.
Лорика мускулата. Гробница воина из Lanuvium. Бронза, следы кожи и льна. Максимальная высота: 40.8 см, плечи 50 см, ширина: 30 см, толщина : 26 см. 490-480 до н.э.
Лорика мускулата. Гробница воина из Lanuvium. Бронза, следы кожи и льна. Максимальная высота: 40.8 см, плечи 50 см, ширина: 30 см, толщина : 26 см. 490-480 до н.э.
Лорика мускулата. Гробница воина из Lanuvium. Бронза, следы кожи и льна. Максимальная высота: 40.8 см, плечи 50 см, ширина: 30 см, толщина : 26 см. 490-480 до н.э.
Лорика мускулата. Гробница воина из Lanuvium. Бронза, следы кожи и льна. Максимальная высота: 40.8 см, плечи 50 см, ширина: 30 см, толщина : 26 см. 490-480 до н.э.
Лорика мускулата. Гробница воина из Lanuvium. Бронза, следы кожи и льна. Максимальная высота: 40.8 см, плечи 50 см, ширина: 30 см, толщина : 26 см. 490-480 до н.э.
Статуя Гая Юлия Цезаря в образе императора. Рим, музей Римской Цивилизации. Inv. No. MCK 194. Начало 2-го века н.э. (статуя создана при Траяне)
Статуя Гая Юлия Цезаря в образе императора. Рим, музей Римской Цивилизации. Inv. No. MCK 194. Начало 2-го века н.э. (статуя создана при Траяне)
Статуя императора. Музей Анталии, Турция. 2-ой век н.э.
Фрагмент статуи в мускулате. 1-2 век н.э.
Фрагмент статуи в мускулате. 1-2 век н.э.
Железный торакс с золотой фурнитурой, найденной на территории Эпира в гробнице Продроми (Prodromi). 290-270 года до н. э.
Железный торакс с золотой фурнитурой, найденной на территории Эпира в гробнице Продроми (Prodromi). 290-270 года до н. э.
Железный торакс с золотой фурнитурой, найденной на территории Эпира в гробнице Продроми (Prodromi). 290-270 года до н. э.
Железный торакс с золотой фурнитурой, найденной на территории Эпира в гробнице Продроми (Prodromi). 290-270 года до н. э.