LEG X FRET
Make Roma Great Again
ru | en

Calcei

Абрамков А.О., Евсеенков А.С., Гончарова О.А.

Attention! The text below was auto-translated from Russian. You can switch the site language to Russian to see the text in its original language or wait until it is fully translated.

Calcei-closed Roman or Greek shoes made of tanned leather. They were a sole to which the upper part was sewn, completely covering the foot. Socks were often worn under the calces for both comfort and warmth, especially in the northern provinces. Sometimes the upper part of the calc had decorative cutouts. Also, the foot of the shoe was often lined with nails for stability while walking in non-urban areas.

The ancestors of calca first appeared on the Italian peninsula among the Etruscans - it was a leather shoe with an insular nose. There is an opinion that this type of shoes could get because of the Middle Eastern influence. An example of calca can be found on a sarcophagus from Cerveteri, late 6th century BC.

Fragment of a sarcophagus with Etruscan shoes, VI-th century BC, Villa Giulia, Rome

Over time, the pointed spout went out of fashion, but the calciae themselves continued to be used for centuries. This type of footwear was used by the broad masses of the inhabitants of antiquity, in particular ancient Rome: senators, senior officers, military men, emperors, women, children, etc. Moreover, it should be noted that the listed persons could have other types of shoes besides calzei- sandals and caligas.

Calciae in the military

The calciae of legionnaires and auxiliaries differ from those of senators and legates in their simplicity and practicality. Since one of the main features of the legion was the ability to overcome long marches on foot, shoes played a vital role in this issue. Poor footwear could lead to both reduced mobility during combat and injuries even before the battle began. So calcei was the most demanding part in terms of personal fitting of equipment. Officers, for example centurions, often depicted shoes of the calceus type, and not kaliq. Also, according to the places of discovery, it should be noted that Calcae were located throughout the territory of the Roman state. As a rule, closed shoes were more common in the north.

An example of images of calcae can be seen on the column of Trajan and the column of Marcus Aurelius.

Calceae can be seen on the sagitarium (left) and auxilarium (right) of Trajan's Column, 2nd century AD, Rome.
In this image, calcei can be seen in a legionnaire whose image is stamped above the knees, as well as in a legionnaire facing the viewer. Trajan's Column, 2nd century AD, Rome.
Column of Marcus Aurelius, II-th century AD, Rome.

Calcae differed not only in the length of lacing holes, their appearance, decorative ornaments or color, but also in their height. There are images that are close to modern "sneakers", supported by archaeological sources. An example is a man's calcea from the Roman fort at Bar Hills, dating from 142-180 AD. The sole size was 28 cm.

Auxiliaries-archer from Trajan's column. Early 2nd century AD
Male right calcea. Roman fort at Bar Hill. Sole size 28 cm 142-180 AD

A fairly important element of military calcae is the nail padding of the sole for more comfortable walking and greater stability. But nevertheless, it is impossible to say for sure whether this is a mandatory element of military footwear or its distinctive element. It is quite possible that the padding was also used for civilian shoes. It should also be noted that the padding could be carried out in various patterns, some of which can be found in the article about kaligi.

Calciae in noble persons

The widespread use of calcae does not mean that they were all the same. Calzees were distinguished by the quality and color of the leather they were made from, as well as the pattern, patterns and lacing. It has been suggested that Caesar wore bright red calceas in his triumphal procession (Cassius, Roman History 43.432). Perhaps he was emphasizing color as a way to distinguish social classes. For example, the black calzees of horsemen seem to be similar in position to the shoes of senators and patricians, but it was somewhat cheaper to paint the shoes black.

The calceias of the patricians and senators were distinguished from each other by the quality of their leather and the skill of their workmanship. By the time of Diocletian's edict, the calcae of the patricians were sold for 150 denarii, while the cost of the calcae of the senators was 100 denarii. There is no literary or artistic evidence to indicate exactly how the boots of horsemen and senators differed, but the edict (9.7—9) lists horseman's calzees at a significantly lower price, 70 denarii per pair. The calcae on the statue of the orator Aulus Metellus strongly resemble the later shoes of senators and patricians.

Statue of Aulus Metellus, circa 100 BC, National Archaeological Museum, Florence

From the time of the late republic to the middle of the Empire, the appearance of calcareous stones practically did not change, but was only supplemented with small minor variations. Calcei were worn through a cut on the upper part, which allowed the boot to be opened wide for putting it on. Four leather belts crisscrossed around the foot and ankle, and were tied in two knots in front of the ankle. Such calcae can be seen on the Altar of Peace.

Detail from the Altar of Peace, 1st century AD, Rome

On the equestrian statue of Marcus Aurelius, you can see calcei with a double knot. Looking at them, we can assume that the calcei had a double sole, between the layers of which two long leather strips were threaded around the leg. You can also notice that the toes were covered with a soft layer of skin with calcium.

Fragment of the equestrian statue of Marcus Aurelius, 2nd century AD, Rome

The Norwegian Institute of Rome has a statue of the Empress in calcae, dated to the third or fourth century AD. Round relief ornaments around the lacing holes are interpreted by researchers as pearls. The rich decoration of the shoes and cloak indicates that only the Empress could dress like this.

Fragment of the Empress statue, 3rd-4th centuries AD, Norway
Statue of a woman and her daughter, 50-40 BC, Capitoline Museum, Italy

Calciae in women

Calci in women could not have significant differences from men's or children's shoes. This is well demonstrated by the findings from Bar Hills, where there are not only male, but also presumably female and children's calceae. All 3 samples of shoes have a low height and are richly decorated with cut-out patterns. In the images, women's legs were often covered with clothing, which often makes it difficult to recognize them in pictorial sources.

Kalceii, 2nd century AD, Bar Hill Fort
Women's calcium. 142-180 AD
Children's calcium. 142-180 AD

There is an opinion that the noble pious women of Ancient Rome were decently prescribed to wear closed shoes. Open-type shoes could indicate excessive looseness of a woman. However, there are Roman images of noble women in open shoes, in particular sandals. Quite a large part of Roman images were made under Greek influences, sometimes completely copying the Greek statue, changing only the head, and in Greece open shoes were much more common. There are enough images of women of different status in both open and closed shoes, so it is impossible to say unequivocally that closed shoes were of a class nature.

Fresco of the goddess of Pompeii in closed shoes, 1st century AD
Fresco of a woman in closed shoes from Pompeii. Forum Baths (VII, 5, built), Stucco Relief, Campania. 1st century AD
Mural of women with open shoes (sandals). Dressing a priestess or bride, Palaestra Forum Baths at Herculaneum, 79 AD

Reconstruction

Calceae are best suited for reconstructing images of Roman citizens and Roman officers: senators, priests, centurions. In the case of legates and emperors, calceias are also best suited, but they take on a less practical, but at the same time more pompous appearance. Women could also wear calcae, and in the reconstruction of female images, they are also applicable accordingly. The main difficulty in reconstruction can be the correct choice of sources for the image, since they are similar in many structural elements. To determine whether military shoes are worn or not, you can look at the location of the find (if it is a Roman fort, then it is almost certainly the shoes of an auxiliary/legionnaire). Anatomical features can also help in determining whether shoes belong (if the shoes are small, then most likely they are children's shoes), as well as the type of lacing and the presence of nails on the sole. Below are examples of reconstructions of calcae dating back to the 1st-2nd centuries AD.

Calcey Reconstruction
Calcey Reconstruction
Calcey Reconstruction

Related topics

Kaligi, Sandals, Legion, Legionnaire, Augur, Tunic, Toga, Socks

Literature

Goldman, N., in Sebesta, Judith Lynn, and Bonfante, Larissa, editors, The World of Roman Costume: Wisconsin Studies in Classics, The University of Wisconsin Press, 1994

Military footwear

Calceii, 1st century AD, Mainz
Calcae from the Roman fort Trimontium (Newstead-Scotland), dated between 90 and 110 AD.
Calcei Vindonissa, I-II centuries AD, Vindonissa
Calceii, 2nd century AD, Vindolanda
Calceii, 2nd century AD, Vindolanda
Calceae found near Hadrian's Wall, 2nd century AD, Great Britain
Calceae found near Hadrian's Wall, 2nd century AD, Great Britain
Reconstruction of Calcae from Newstead, 2nd century AD
Calceii on the feet of senior officers, Trajan's column, 2nd century AD
Male right calcea. Roman fort at Bar Hill. Sole size 28 cm 142-180 AD
Calceii, 2nd century AD, Vindolanda
Calceii, 2nd century AD, Vindolanda
Calcea lining, 2nd century AD, Vindolanda
Calcae from the Roman fort Trimontium (Newstead-Scotland), dated between 90 and 110 AD.
Calcareous patterns
Calceii, 2nd century AD, National Museum of Scotland

Other footwear

Calcei on the statue of the unknown Emperor, 2nd century AD, Antalya
Calceii, 3rd century AD, National Archaeological Museum of Aquileia
Female calceae, 1st century AD, Saalburg
"Endymion." Marble. From the Greek original of the end of the IV century BC Inv. MC 36. Rome, Capitoline Museums, New Palace, Atrium. 1st century AD
Children's calcium. Vindoland Museum. 2nd century AD
Calcae of Trajan, 2nd century AD, Antalya
Calcei of Caracalla, 2nd century AD, Antalya
Baby Calcaea, 1st century AD, Syria
Calceii, 4th century AD, Denmark
Calcea bottle, 1st century AD, British Museum
Calceae from Egypt, 1st century BC-3rd century AD, Pitt Rivers Museum
Statue detail Statue of Holconius Rufus, 1st century BC-1st century AD, Archaeological Museum of Naples
Calcea bottle, 1st century AD, British Museum

LEG X FRET
Make Roma Great Again
ru | en

Кальцеи

Абрамков А.О., Евсеенков А.С., Гончарова О.А.

Кальцеи — закрытая римская или греческая обувь из дублёной кожи. Представляли собой подошву, к которой пришивалась верхняя часть, полностью закрывавшая стопу. Под кальцеи часто надевали носки как для удобства ношения, так и для согрева, особенно в северных провинциях. Иногда верхняя часть кальцей имела декоративные вырезы. Также стопа обуви часто подбивалась гвоздями для устойчивости во время ходьбы по не городской местности.

Прародители кальцей впервые появились на Италийском полуострове у этрусков - это была кожаная обувь с островатым носиком. Существует мнение, что такой вид обувь могла получить из-за ближневосточного влияния. Пример кальцей можно встретить на саркофаге из Черветери, конца VI в. до нашей эры.

Фрагмент саркофага с этрусской обувью, VI-й век до н.э, Вилла Джулия, Рим

Со временем заострённый носик вышел из моды, но сами кальцеи продолжали использоваться веками. Использовался данный тип обуви широкими массами жителей античности, в частности древнего Рима: сенаторами, высшими офицерами, военными, императорами, женщинами, детьми и т.д. Причем следует отметить, что перечисленные лица могли кроме кальцей иметь и другие типы обуви - сандалии и калиги.

Кальцеи у военных

Кальцеи легионеров и ауксилариев отличаются от сенаторских и легатских достаточной простотой и практичностью. Так как одной из основных особенностей легиона была возможность преодолеть пешком длительные марш броски, обувь в этом вопросе играла жизневажную роль. Плохая обувь могла приводить как к меньшей подвижности во время боя, так и к травмам еще до наступления битвы. Так что кальцеи в плане личной подгонки снаряжения была наиболее требовательной деталью. У офицеров, к примеру центурионов, часто изображалась обувь именно типа кальцей, а не калиг. Также по местам находки следует отметить, что кальцеи находились по всей территории римского государства. Как правило, на севере закрытая обувь встречалась чаще.

Пример изображений кальцей можно заметить на колонне Траяна и колонне Марка Аврелия.

Кальцеи можно заметить на саггитарии (слева) и на ауксиларии (справа) Колонна Траяна, II-й век н.э, Рим.
На данном изображении кальцеи можно заметить у легионера, изображение которого выше колен выбито, а также у легионера направленного к зрителю лицом. Колонна Траяна, II-й век н.э., Рим.
Колонна Марка Аврелия, II-й век н.э, Рим.

Отличались кальцеи не только по протяженностей отверстий для шнуровки, их виду, декоративных украшений или цвету, но и по их высоте. Существуют изображения, близкие к современным "кроссовкам", подкрепленные археологическими источниками. Примером может служить мужская кальцея из римского форта в Бар Хиллс, датируемая 142-180 годами нашей эры. Размер подошвы у нее составил 28 см.

Ауксиларий - лучник с колонны Траяна. Начала 2-го века нашей эры
Мужская правая кальцея. Римский форт в Бар Хилл. Размер подошвы 28 см. 142-180 года н.э.

Достаточно важным элементом военных кальцей является подбойка гвоздями подошвы для более удобной ходьбы и большей устойчивости. Но тем не менее, сказать точно, является ли это обязательным элементом военной обуви или ее отличительным элементом - нельзя. Вполне возможно, что подбойка использовалась и для гражданской обуви. Также следует отметить, что подбойка могла осуществляться различными узорами, часть из которых можно найти в статье про калиги.

Кальцеи у знатных особ

Широкое распространение кальцей вовсе не значит, что они у всех были одинаковые. Кальцеи отличались качеством и цветом кожи, из которой изготавливались, а также выкройкой, узорами и шнуровкой. Есть предположение, что Цезарь носил ярко-красные кальцеи на триумфальном шествии (Кассий, Римская история 43.432). Возможно он таким образом делал акцент на цвете как на способе различать социальные классы. К примеру, чёрные кальцеи всадников кажутся схожими по положению с обувью сенаторов и патрициев, однако окрасить обувь в чёрный цвет стоило несколько дешевле.

Кальцеи патрициев и сенаторов отличались друг от друга качеством кожи и искусностью изготовления. Ко времени эдикта Диоклетиана кальцеи патрициев продавали за 150 динариев, в то время как стоимость кальцей сенаторов составляла 100 динариев. Нет литературных или художественных свидетельств, точно указывающих, как различались сапоги всадников и сенаторов, но указ (9.7—9) перечисляет всаднические кальцеи по значительно более низкой цене, 70 динариев за пару. Кальцеи на статуе оратора Авла Метелла сильно напоминают более позднюю обувь сенаторов и патрициев.

Статуя Авла Метелла, около 100 г. до н. э, Национальный археологический музей, Флоренция

Со времен поздней республики и до середины Империи вид кальцей практически не изменился, а лишь дополнился небольшими незначительными вариациями. Кальцеи надевались через разрез на верхней части, который позволял широко раскрыть сапог для его надевания. Четыре кожаных ремня крест-накрест оборачивались вокруг стопы и лодыжки, и завязывались спереди над лодыжкой на два узла. Такие кальцеи можно заметить на Алтаре Мира.

Деталь с Алтаря Мира, I-й век н.э, Рим

На конной статуе Марка Аврелия можно заметить кальцеи с двойным узлом. Глядя на них можно предположить, что кальцеи имели двойную подошву, между слоями которой были продеты две длинные кожаные полосы, обматывавшие ногу. Также можно заметить, что пальцы ног были закрыты мягким слоем кожи кальцей.

Фрагмент конной статуи Марка Аврелия, II-й век н.э, Рим

В Норвежском институте Рима есть статуя императрицы в кальцеях, датированная третьим или четвёртым веком нашей эры. Круглые рельефные украшения вокруг отверстий для шнуровки исследователи интерпретируют как жемчуг. Богатый декор обуви и плаща указывает на то, что так могла одеваться только императрица.

Фрагмент статуи императрицы, III-IV-й века н.э, Норвегия
Статуя женщины и ее дочери, 50–40 до н.э, Капитолийский музей, Италия

Кальцеи у женщин

Кальцеи у женщин могли не иметь существенных отличий от мужской или детской обуви. Это хорошо демонстрируют находки из Бар Хиллс, где имеются не только мужская, но и предположительно женская и детская кальцеи. Все 3 образца обуви имеют низкую высоту и богато украшены вырезными узорами. На изображениях женские ноги часто закрывались одеждой, что часто затрудняет их распознавание на изобразительных источниках.

Калцеи, II-й век н.э., форт Бар Хилл
Женская кальцея. 142-180 года н.э.
Детская кальцея. 142-180 года н.э.

Существует мнение, что знатным благочестивым женщинам Древнего Рима приличия предписывали носить закрытую обувь. Обувь открытого типа могла говорить об излишней раскованности женщины. Однако имеются римские изображения знатных женщин и в открытой обуви, в частности сандалиях. Достаточно большая часть римских изображений делались под греческим влияниям, порой полностью копируя греческую статую, меняя только голову, а в Греции как раз были значительно более распространена открытая обувь. Существует достаточно изображений женщин разного статуса как в открытой, так и в закрытой обуви, поэтому нельзя однозначно утверждать, что закрытая обувь носила классовый характер.

Фреска богини из Помпей в закрытой обуви, 1-ый век н.э.
Фреска с женщиной в закрытой обуви из Помпей. Forum Baths (VII, 5, built), Stucco Relief, Campania. 1-ый век н.э.
Фреска с женщинами с открытой обувью (сандалиями). Одевание жрицы или невесты, палестра Форума Ванны в Геркулануме, 79 н.э.

Реконструкция

Кальцеи лучше всего подойдут для реконструкции образов римских граждан и римских офицеров: сенаторов, жрецов, центурионов. В случае с легатами и императорами также лучше всего подходят кальцеи, но они обретают менее практичный, но в тоже время более помпезный вид. Женщины также могли носить кальцеи и при реконструкции женских образов они соответственно также применимы. Основную сложность при реконструкции может составлять правильный выбор источников под образ, так как они по многих конструктивным элементам схожи. Для определения военная обувь или нет можно смотреть место находки (если римский форт - то почти наверняка это обувь ауксилария/легионера). Также в определении принадлежности обуви могут помочь анатомические особенности (если обувь малая - то скорее всего это детская обувь), а также тип шнуровки и наличие гвоздей на подошве. Ниже представлены примеры реконструкций кальцей 1-2 веков нашей эры.

Реконструкция кальцей
Реконструкция кальцей
Реконструкция кальцей

Схожие темы

Калиги, Сандалии, Легион, Легионер, Авгур, Туника, Тога, Носки

Литература

Goldman, N., in Sebesta, Judith Lynn, and Bonfante, Larissa, editors, The World of Roman Costume: Wisconsin Studies in Classics, The University of Wisconsin Press, 1994

Военная обувь

Кальцеи, I-й век нашей эры, Майнц
Кальцеи из римского форта Тримонциум (Ньюстед-Шотландия), датируется между 90 и 110 г. н.э.
Кальцеи Виндониссы, I-II-й века н.э, Виндонисса
Кальцеи, II-й век н.э, Виндоланда
Кальцеи, II-й век н.э, Виндоланда
Кальцеи, найденные возле Адрианова вала, II-й век н.э, Великобритания
Кальцеи, найденные возле Адрианова вала, II-й век н.э, Великобритания
Реконструкция кальцей из Ньюстеда, 2-ой век н.э.
Кальцеи на ногах старших офицеров, колонна Траяна, II-й век н.э.
Мужская правая кальцея. Римский форт в Бар Хилл. Размер подошвы 28 см. 142-180 года н.э.
Кальцеи, II-й век н.э, Виндоланда
Кальцеи, II-й век н.э, Виндоланда
Подбивка кальцеи, II-й век н.э, Виндоланда
Кальцеи из римского форта Тримонциум (Ньюстед-Шотландия), датируется между 90 и 110 г. н.э.
Выкройки кальцей
Калцеи, II-й век н.э., Национальный Музей Шотландии

Прочая обувь

Кальцеи на статуи неизвестного императора, II-й век н.э, Анталия
Кальцеи, III-й век н.э, национальный археологический музей Аквилеи
Женские кальцеи, I-й век н.э, Заальбург
«Эндимион». Мрамор. С греческого оригинала конца IV в. до н. э. Инв. № MC 36. Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Атрий. 1-ый век н.э.
Детская кальцея. Музей Виндоланда. 2-ой век н.э.
Кальцеи Траяна, II-й век н.э, Анталия
Кальцеи Каракаллы, II-й век н.э, Анталия
Детские кальцеи, I-й век н.э, Сирия
Кальцеи, IV-й век н.э, Дания
Флакон в виде кальцеи, I-й век н.э, Британский музей
Кальцеи из Египта, I-й век до н.э.- III-й век н.э, Pitt Rivers Museum
Деталь статуи Статуя Холкония Руфуса, I-й век до н.э.-I-й век н.э, Археологический музей Неаполя
Флакон в виде кальцеи, I-й век н.э, Британский музей